Творчество н. в, гоголя многогранно и разнообразно. писатель обладает талантом увлекать читателя, заставляет вместе с героями плакать и смеяться, переживать неудачи и радоваться успехам. он призывает человека задуматься над судьбой родины, над самим собой, обнажает недостатки общества и каждого гражданина. по-моему, автору великолепно удается раскрыть душу героя, его внутренний мир. именно в поэме «мертвые души», автор поставил самые больные и злободневные вопросы современной ему жизни. он ярко показал разложение крепостного строя, обреченность его представителей. уже само название поэмы имело огромную разоблачительную силу, несло в себе «что-то наводящее ужас». я согласен с а. и. герценом, сказавшим, что «иначе он ее не мог назвать; не ревизские мертвые души, а все эти ноздревы, маниловы и все прочие - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». кто же эти герои, о которых говорил великий критик? в некий город приезжает весьма учтивый господин п. и. чичиков. в его облике нас первоначально поражают изысканность вкуса, аккуратность, воспитанность. правда, о цели его приезда, мы пока еще только догадываемся. чичиков наносит визиты местным помещикам. вот он приезжает к манилову. этот помещик чем-то мне напоминает самого чичикова. он считает себя воспитанным, благородным и весьма образованным. однако, заглянем к нему в кабинет. что же мы там увидим? запыленную книгу, которая вот уже 2 года раскрыта на четырнадцатой странице, везде кучки пепла, пыль, беспорядок. манилов самозабвенно мечтает о «благополучии дружеской жизни», строит фантастические планы будущих усовершенствований. но это пустой фразер; у него слова расходятся с делом. и мы видим, что в описании хозяев поместий, их увлечений и интересов, проявляется способность автора несколькими деталями обстановки показать бездуховность и мелочность стремлений, пустоту души. от одной главы к другой нарастает обличительно-сатирический пафос гоголя. от манилова к собакевичу усиливается ощущение омертвения помещичьих душ. собакевич, по выражению гоголя, «чертов кулак». безудержная страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать все новые и новые средства наживы. это-то и заставляет его активно применять новшества: в своем поместье он вводит денежный оброк. как ни странно, но купля-продажа мертвых душ его совсем не удивляет. его интересует только то, сколько он за них получит. еще одним представителем помещиков является ноздрев. это непоседа, герой ярмарок, попоек и карточного стола. его хозяйство крайне запущено. в отличном состоянии находится только псарня. среди собак он как «отец родной», среди большого семейства. доходы, получаемые с крестьян, он тут же пропивает. это говорит о его нравственном падении, безразличии к людям. совсем иное отношение к хозяйству у коробочки. она имеет хорошенькую деревню, у нее полон двор всякой птицы, имеются «просторные огороды с капустой, луком, картофелем», есть яблони и другие фруктовые деревья. коробочка не видит ничего дальше своего носа. все новое пугает ее. это типичная представительница мелких захолустных помещиков, ведущих натуральное хозяйство. ее поведением руководит также страсть к наживе. полное моральное оскудение и потеря человеческих качеств характерны для плюшкина. полагаю, писатель был прав, когда окрестил его «прорехой на человечестве». говоря о плюшкине, гоголь разоблачает ужасы крепостного права. главу о нем он считал одной из самых трудных. ведь плюшкин не только завершает галерею помещичьих «мертвых душ» - этот человек несет в себе наиболее явные признаки неизлечимой смертельной болезни.… когда-то плюшкин был трудолюбивым хозяином, не лишенным ума и житейской зоркости. но все пошло прахом: развалилась его семья и он остался единственным хранителем и полновластным владетелем своих сокровищ. постоянное одиночество усилило его подозрительность и скупость.
картину конец зимы. полдень написал известный художник к. юон. на ней он изобразил сельскую местность в конце зимы. на левой стороне картины виден старый бревенчатый дом. рядом с ним лежат тонкие брёвна. здесь же растут высокие берёзы. от них ложатся на снег серые тени.
от дома тянется длинный деревянный забор. ограждение продолжается и на правой стороне картины. за ним стоят дети. они собираются на лыжную прогулку. чуть дальше видны зелёные ели и ещё один дом. снега везде ещё довольно много. он лежит на земле, на крышах домов и на брёвнах. хорошо снег просматривается и вдали на лесных холмах.
сугробы уже заметно осели и стали плотными. по ним спокойно гуляют три курицы и ярко-красный петух. художник изобразил просто замечательную погоду! здесь тихо, солнечно и слегка морозно. вся природа будто затихла в ожидании бурной весны.