Зима в искусстве – это вполне традиционная тема. можно вспомнить картину и.и. шишкина «зима», или и.и. левитана «зимой в лесу». и картина г.г. нисского «февраль. подмосковье» - великолепный образец подобной тематики. на картине г.г. нисского «февраль. подмосковье» представлена зима в подмосковье. картина написана в 1957 году, писалась она маслом на холсте. художник писал эту картину в феврале месяце, об этом говорит название картины. февраль – переломный переход от зимы к весне – это видно на картине. на дороге виден асфальт, а вокруг лежит снег – явное ощущение перехода от зимы к весне. художник писал картину днем, а заканчивал уже к вечеру, подтверждение этому длинные тени, от леса на белый тяжелый снег. зима заканчивает свое существование. снег нарисован слежавшимся, и судя по сюжету картины – его уже давно не было. на улице стоит теплая погода, люди одеты по-весеннему. всмотревшись внимательнее в картину, можно ощутить, даже потрогать этот весенний снег, он покажется липким и немного сырым, из такого снега можно лепить снежные фигуры. картина явно нарисована в какой-то деревушке на ее окраине. слева в лесу виднеется двухэтажный дом с куполом, напоминающий то церквушку, то жилой дом, огороженный забором. справа на картине нарисован холм, покрытый снегом, по которому движется поезд с составом. в это время года зима спокойная, и картина передает всю атмосферу спокойствия, тишины деревенского быта. художник передал зимние окрестности города в светлых, бело-розовых тонах, словно выражая свое настроение, вызванное красотой зимы в окрестностях города. в то же время григорий григорьевич словно подчеркивает способность человека видеть красоту во всем. ведь на картине самый обыденный пейзаж, без великолепных картин буйства природы. простая картина подмосковья: еловый лес, железнодорожная насыпь, шоссе с автомобилями. все самое обыденное, вплоть до деревянного дома и лыжников. тем не менее, цветовая гамма картины передает нам радостное настроение, нежность и умиротворение. появляется ощущение, словно на полотне не зима, а начало весны, что, впрочем, и недалеко от истины. ведь именно в феврале ощущается приближение новой поры года, вместе со светом, яркостью неба и пушистостью облаков. и это мастерски передано в картине рыхлостью сугробов, легкой одеждой лыжников, яркостью красок. уже чуть-чуть и весна! именно этот переход, осуществляющийся на фоне обыденной реальности, и вызывает все эмоции. словно открывается новое зрение, способное видеть красоту везде: в шумном городе и среди царствования природы, в бешеной вьюге и весенней распутице. наверное, в этом и заключается смысл искусства, его главная . и картина г. г. нисского «февраль. подмосковье» великолепно справляется с этой ! глядя на этот пейзаж, так и представляешь: свежий морозный воздух, пригревающее солнце и запах хвойного леса. мне бы хотелось прокатиться вместе с лыжником по этому лесу. я люблю февраль и такую погоду!
виктор михайлович васнецов – почитатель старины. в его творчестве старая русь с ее , преданиями, летописями занимает значительное место. по мнению многих исследователей творчества этого знаменитого художника, картина «богатыри» является одной из самых значительных. создавалось полотно более двадцати лет. сам в.м. васнецов говорил, что богатыри были его «творческим долгом, обязательством перед родным народом». центральное место на картине занимают три богатыря: илья муромец, алеша попович и добрыня никитич. в свойственной ему манере, васнецов прописывает малейшие детали. композиция картины продумана до мелочей. взгляд зрителя в первую очередь обращается на илью муромца, который нарисован в центре. этот былинный герой занимает одно из важнейших мест в былинах. лицо этого умудренного опытом богатыря сурово. он внимательно вглядывается вдаль, приложив руку ко лбу. на ней висит палица, в другой руке зажато копье. фигура ильи муромца поражает мощью. под стать седоку и конь. от богатыря веет силой. это надежный страж земли . в тоже время есть что-то в герое мягкое и ласковое, доброе, свойственное открытой душе. не таков алеша попович. в лице самого младшего из богатырей видна хитринка, лукавинка. это веселый , шутник. но в любой момент веселость слетит с лица героя, и он ринется в бой на защиту родной земли. его рука крепко держит лук, а на боку наготове колчан со стрелами. тревожен окружающий богатырей пейзаж. ветер треплет гривы коней, пригибает к земле ковыль. облака собираются в грозовые тучи. кони настороженно пригнули головы, лишь конь добрыни никитича вскинул ее, почуяв опасность. но стражи наготове. добрыня никитич слегка вынул меч из ножен. его взгляд направлен в ту же сторону, что и взгляд ильи муромца. богатыри надежно хранят покой родных просторов. никакая сила им не страшна.