Рассказ м.а. шолохова «судьба человека» (1956 г.) продолжает тему великой отечественной войны. перед нами столкновение человека с . рассказывая о своей жизни, соколов вовлекает в единый круг переживаний повествователя. после гражданской войны у андрея соколова «родни хоть шаром покати, нигде, никого, ни одной души». жизнь пощадила его: он женился, появились дети, построил дом. потом наступила новая война, которая отняла у него все. у него опять никого нет. в рассказчике будто сконцентрирована вся боль народа: «…глаза, словно пересыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них больно смотреть». от боли одиночества героя спасает забота о еще более беззащитном существе. таковым оказался сирота ванюшка – «этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки как звездочки ночью после дождя! ». появилась отрада: «ночью то погладишь его сонного, то волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…». трудно представить, насколько мощное влияние на воспитание не одного поколения оказал роман о подвиге комсомольцев-подпольщиков. в «молодой гвардии» (1943, 1945, 1951 гг.) а.а. фадеева есть все, что волнует подростка во все времена: атмосфера тайны, конспирации, возвышенная любовь, мужество, благородство, смертельная опасность и геройская гибель. сдержанный сережка и горделивая валя борц, капризная любка и молчаливый сергей левашов, застенчивый олег и вдумчивая, строгая нина иванцова… «молодая гвардия» роман о подвиге юных, об их мужественной смерти и бессмертии. в. панова «спутники» (1946 герои этой повести сталкиваются с войной лицом к лицу во время первого рейса санитарного поезда к линии фронта. именно здесь свершается проверка душевной прочности человека, его самоотверженности и преданности делу. драматические испытания, выпавшие на долю героев повести, одновременно способствовали выявлению и утверждению главного, подлинного в человеке. каждый из них должен что-то преодолеть в себе, от чего-то отказаться: доктор белов подавить громадное горе (он потерял жену и дочь во время бомбежек ленинграда), лена огородникова пережить крушение любви, юлия дмитриевна преодолеть утрату надежды создать семью. но эти потери и самоотказ не сломили их. стремление же сохранить свой мирок оборачивается печальным итогом: утратой личности, иллюзорностью существования. в. быков «сотников» «прежде всего, меня интересовали два нравственных момента, – писал быков, – которые можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? на что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно? » (в. быков. как создавалась повесть «сотников». – « обозрение, 1973, №7, с. 101). сотников, который умирает на виселице, навсегда останется в памяти людей, тогда как рыбак умрет для своих товарищей. четкий, характерный вывод без недомолвок – характерная черта быковской прозы. война изображается как каждодневный упорный труд с полной отдачей всех сил. в повестик. симонова «дни и ночи» (1943 – 1944 гг.) о герое сказано, что он ощущал войну, «как всеобщую кровавую страду». человек работает – вот его главное занятие на войне, до изнеможения, не просто на пределе, а выше всякого предела своих сил. в этом его главный военный подвиг. в повести не раз упоминается, что сабуров «привык к войне», к самому страшному в ней, «к тому, что люди здоровые, разговаривавшие, шутившие с ним только что, через десять минут переставали существовать». исходя из того, что на войне необычное становится обычным, героизм – нормой, исключительное переводится самой жизнью в разряд обыкновенного. симонов создает характер сдержанного, несколько сурового, молчаливого человека, ставшего популярным в послевоенной . война по-новому оценила в людях существенное и несущественное, главное и неглавное, истинное и показное: «…люди на войне стали проще, чище и умнее… хорошее у них выплыло на поверхность оттого, что их перестали судить по многочисленным и неясным критериям… люди перед лицом смерти перестали думать, как они выглядят и какими они кажутся, – на это у них не осталось ни времени, ни желания». в. некрасов заложил традицию достоверного изображения будничного течения войны в повести «в окопах сталинграда»(1946 г.) – («окопная правда»). в целом повествовательная форма тяготеет к жанру романа-дневника. жанровая разновидность повлияла и на формирование глубоко выстраданного, философско-лирического, а не только внешне-изобразительного отражения событий войны. рассказ о буднях и кровопролитных боях в осажденном сталинграде ведется от лица лейтенанта керженцева.