Петр андреич гринев и алексей иваныч швабрин впервые столкнулись на службе в белгородской крепости. гринев был определен туда по повелению батюшки, так как «петруше шел семнадцатый годок». швабрин же «уж пятый год был переведен за смертоубийство». оба они - молодые офицеры, пришедшие из дворянского рода. гринев – честный, искренний и прямодушный человек. он – человек слова. честь и верность для него превыше всего. швабрин, по словам гринева, «был не глуп. разговор его был остер и занимателен». примерным поведением алексей иваныч не отличался. друзьями швабрин и гринев так и не стали. причиной их ссоры была марья ивановна миронова. швабрин, с характерной ему хитростью и учтивостью, рассказывал гриневу о маше, как о «совершенной дурочке» и охотнице за богатством, что не имело и капли правдоподобия. а делал это он потому, что когда-то получил отказ марьи ивановны на сватовство, а теперь видел расположение гринева к ней и старался всячески испортить их отношения. швабрин ни перед чем не останавливался. дело дошло до грубых оскорблений марьи ивановны. петр андреич посчитал своим долгом заступиться за возлюбленную, за что получил вызов на поединок. в этой дуэли швабрин проявил себя подло, ранив гринева, пока тот отвлекся на крики савельича. и даже после этого поступка незлопамятный петруша великодушно простил своего «несчастного соперника». алексей иваныч ответил ему на это еще одним коварством: написал донос родителям гринева. но самая низость швабрина заключалась в его переходе на сторону лжецаря пугачева, ведь он сделал это по корыстным соображениям. алексей иваныч таким образом пытался добиться уже не любви марьи ивановны, а хотя бы покорности. честность и открытость гринева привлекли пугачева, и он петруше освободить марью ивановну от тирании швабрина. алексей иваныч не хотел отдавать машу, но не мог ослушаться «государя». гринев с омерзением и призрением смотрел на швабрина, который пресмыкался перед пугачевым. после этого петруша женился на маше, и они уехали жить к его родителям. их дороги со швабриным окончательно разошлись. а.с. пушкин не случайно использует пословицу «…береги честь смолоду» в качестве эпиграфа. гринев сохранил свое достоинство и верность. он не склонил колена перед врагом, даже глядя в лицо смерти. а швабрин всегда был коварным, корыстным и подлым. он потерял честь и стыд, «валявшись в ногах беглого казака», а все ради личной выгоды. противоположность принципов и характеров гринева и швабрина делает их врагами.
Закон, живущий в нас, называется совестью. совесть есть собственно применение наших поступков к этому закону. и. кант стыд и честь - как платье, чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься. апулей честь и совесть? ! многие люди употребляют эти слова в повседневной жизни. а ведь если спросить их, каково значение этих слов, то ответят далеко не все. да и ответы будут совершенно разными. почему? да потому, что вопрос этот гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. и вот сейчас этот вопрос передо мной. и найти на него однозначный ответ сразу я не могу. открываю энциклопедический словарь на слове "совесть" и читаю: "совесть - понятие морального сознания, убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение". я полностью согласен с определением автора данного словаря, но все-таки особенно выделил бы конец этой формулировки: "совесть - сознание нравственной ответственности за свое поведение". с совестью стало уже чуть-чуть яснее, осталось разобраться со словом "честь". переворачиваю еще несколько страниц, нахожу слово "честь" и читаю: "честь - достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности". и с этим определением можно согласиться. но от себя я поставил бы вопросительный знак рядом со словом "гордость". по моему мнению, которое я не хочу никому навязывать, слова "гордость" и "честь" немного противоречат друг другу, но это лишь мое мнение. однако все определения, написанные выше, являются общими. понимание как совести, так и чести претерпевало изменение со временем. корни этих слов уходят далеко в прошлое, однако, как мне кажется, их стоит начинать рассматривать со средневековья. не одно произведение посвящено этой эпохе, но одним из наиболее значительных и ярких я считаю произведение мигеля де сервантеса "дон кихот". читая этот роман, невольно проникаешься духом средневековья, духом благородных рыцарей, которым присущи и совесть, и конечно же честь. мне кажется, что сложилось такое мнение, что понятия "рыцарь" и "честь" неразделимы. в романе действительно дон кихот защищает более слабых, а уж чего стоят подвиги этого бесстрашного рыцаря ради своей возлюбленной. в нашей стране этой эпохи не было. именно этим в свое время было вызвано такое отношение гитлера к нашей стране. но отсутствие этой эпохи в нашей страны нельзя назвать недостатком. да, мигель де сервантес описал дон кихота, показав его воплощением чести, достоинства и благородства. но, вопреки сложившемуся мнению, на одного такого "дон кихота" приходилось, по меньшей мере, двадцать "рыцарей", которым понятия "совести" и "чести" были совершенно чуждыми и которые только и занимались тем, что пьянствовали и "портили" деревенских девушек. как и все, эпоха средневековья прошла, и пришли другие времена, совершенно другие, и вместе с ними изменилось значение чести и совести. чтобы проследить это время, я выбрал произведение маргарет митчелл "унесенные ветром". в этом романе на суд читателя представляются уже совершенно другие люди, с совершенно другой системой ценностей. и в большинстве своем они и честью, и совестью, если следовать определению, данному в начале сочинения. доказать? , на примере южан. совесть - убежденность в том, что является добром и злом. читая сцены, происходящие на пикнике в "двенадцати дубах", пони- ; маешь, что все южане одобряют конфедерацию и все, происходя- | щее в ней, считая это добром, северян же они считают злом. со- ! весть - сознание нравственной ответственности за свое поведение. почти все южане уверены, что, воюя с северянами, они выполняют то, что должны делать, выполняют свой долг. честь - достойные уважения и гордости моральные и этические принципы личности. но ведь так оно и есть. уважаются люди, борющиеся за свободу конфедерации, а люди, выступающие против или даже сомневающиеся, встречают не понимание, а презрение. у северян же совершенно другая система ценностей, но можно также легко доказать, что и они честью и совестью. главные же герои стоят несколько особняком на фоне остальных, и такие понятия, как честь и совесть, к ним неприменимы. и ретт батлер, и скарлетт немного опередили свою но гражданская война в америке прошла, южане и северяне также ушли в . пришла новая эпоха, замечательно описанная теодором драйзером. мое любимое произведение - трилогия теодора драйзера "трилогия желания", и особенно ее первая часть "финансист". читая это произведение, невольно убеждаешься, что совесть и честь у людей отходят даже не на второй план, а куда-то - далеко. действия людей, в особенности фрэнка каупервуда, диктуются прежде всего своими желаниями, сложившейся ситуацией, симпатией, неприязнью, да чем угодно, только не совестью и честью. ведь не совесть же подсказала фрэнку "ограбить" городское казначейство! конечно, не все люди были такими, как главный герой, фрэнк каупервуд являлся все-таки воплощением америки того времени.