Краткая биография михаила салтыкова-щедрина михаил салтыков-щедрин – писатель-публицист xix века, вице-губернатор рязани и твери. настоящее имя писателя михаил евграфович салтыков, а псевдоним – николай щедрин. родился 27 января 1826 года в стародворянской семье в селе спас-угол тверской области. начальное образование получал дома с крепостного живописца павла соколова. в возрасте 10 лет поступил в московский институт для дворянства, а затем за отличную учебу был переведен в царскосельский лицей, где и началась его писательская деятельность. в 1844 году он окончил лицей. в это же время вышли в печать некоторые из его стихотворений. летом того же года юный писатель был принят секретаря в военную канцелярию. уже тогда он увлекался французских социалистов и стал сам писать небольшие библиографические очерки. в ноябре 1847 года появилась повесть «противоречия», годом позже «запутанное дело». вскоре писатель был выслан на вятку в наказание за вольнодумие. во многих заметках салтыкова-щедрина просматривалось негативное отношение к крепостному праву. во время вятской ссылки писателю удалось собрать достаточно материала для своих последующих работ. вернувшись из ссылки, в 1855 году он поступил на службу в министерство внутренних дел. вскоре вышли в свет его «губернские очерки». в 1858 году последовало назначение на пост вице-губернатора рязани, а в 1860 году он был переведен на ту же должность в твери. одновременно писал много очерков и рассказов, которые печатались в «современнике», « вестнике», «библиотеке для чтения». с 1860 года полностью перешел в «современник». работы, написанные в этот период, вошли в два сборника: «невинные рассказы» и «»сатиры в прозе». с 1864 года писатель вернулся к государственной службе и занимал должность казенной палатой в туле, пензе и рязани. вскоре он присоединился к журналу н. а. некрасова «отечественные записки». в этой редакции писатель проработал с 1868 по 1884 год. в своих произведениях салтыков-щедрин пытался раскрыть общественные проблемы того времени. он показывал воровство и взяточничество чиновников, жестокость помещиков и прочие проблемы. так, в своем романе «господа головлёвы» он изобразил деградацию дворянства, а в « одного города» – раскритиковал правительство страны. умер писатель в мае 1889 года в петербурге и был погребен на волковском кладбище.
«кладовая солнца» михаил михайлович пришвин в своих произведениях редко изображает человеческие отношения, драматические ситуации, жизненные повороты, условно изображает характеры героев — не это является для него главным. таланту пришвина подвластна природа и человек в его взаимоотношениях с ней, а сюжет лучших произведений автора — поведение человека в мире природы. в пришвин вошел именно как повествователь и певец радостной жизни природы. пришвин любил не абстрактные представления о природе, а ее саму: каждое дерево, каждое животное и каждую птицу — активно и деятельно. любое произведение природы неповторимо, по словам писателя, как неповторимо великое произведение искусства. потеря любой, даже маленькой, частички природы невосполнима и горестна. людей, которые поверхностно любуются природой, писатель называл «дачниками». красивы, ярки и чудесны описания картин природы в сказке-были м. м. пришвина «кладовая солнца», в этих картинах интересна и важна любая деталь. мы читаем о событиях на блудовом болоте. вот мы узнаем, насколько полезна, где растет вкусная ягода клюква и когда ее собирают: «кислая и полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью». но самой сладкой эта ягода бывает тогда, «когда она перележит зиму под снегом». вот отец рассказывает сыну митраше, как ориентироваться в лесу по компасу и без него. вот интересное описание блудова болота: «и как там, в настоящем море, бывают острова, как в пустынях — оазисы, так и в болотах бывают холмы. у нас в блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боринами». потом мы читаем необычную блудова болота: о том, как появились в нем деревья, как они росли, переплетясь корнями и судьбами. писатель рассказывает о них как о живых людях, о том, как близки друг другу растительный и животный миры. звонкая борина у пришвина — словно живое существо: она «наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле отзывалась всему». чудесен и удивителен рассвет: «и вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей». не оторваться от описания пения птиц: тетеревов, петухов, даже ворон. в карканье ворон автор слышит просьбу птиц о перед начинающейся дракой. мгновенную смену погоды автор передает немногими точными фразами: «тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. злой ветер резко рванул. сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все блудово болото зарычали, завыли, застонали», заставляя стонать и рычать слышащих.их животных. вот о нелегкой жизни грозы леса — волка по прозванию серый, вот — хитрая лисица, вот — трусливый русак, вот — старушки елки, не пропускающие митрашу сквозь свои ветви-руки, вот опять птицы, своим пением подбадривающие и подсказывающие мальчику дорогу. а вот еще ягоды — тоненькая, стройная кровяно-красная брусника, черника, красно-рубиновая костяника, которые умело собирает настя. а. вот добрый лось, который привык к людям: у людей «все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно… . «мы — разведчики болотных богатств, — говорит пришвин. — и мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто. вот какие богатства скрыты в наших болотах! » эти богатства автор и называет кладовой солнца. пришвин понимал, что бурное развитие промышленности может нанести природе непоправимый вред, и поэтому встал на защиту всего живого. в его произведениях — мысль о необходимости бережного отношения к природе, о вреда ее бездумной эксплуатации, о ее нравственной ценности, облагораживающей способности действовать на душу человека и формировать его внутренний мир.