Патриции и плебеи говоря о раннем периоде римской , что ещё хотелось бы сказать. надо заметить, что она вся проходит под знаком борьбы между патрициями и плебеями, об этом я уже говорил. итак, патриции-аристократы – это представители знатных римских родов, те, кто вместе с ромулом основал город на семи холмах, а плебеи – это люди пришедшие, незнатные, хотя, конечно, со временем и среди них образовались свои кланы, свои фамилии, свои богатые семейства, которые тоже стремились к власти. и плебеев стало со временем много, больше, чем патрициев. и вот возникает конфликт. рим – это патрицианская республика, но плебеи требуют свою долю власти. они говорят: если вы хотите, чтобы мы участвовали в жизни города, чтобы мы служили в войске, нам нужны и права. как я уже говорил, реформа сербия туллия допустила плебеев до участия в войске и до участия в народных собраниях. впоследствии на протяжении нескольких столетий (примерно 200 лет) плебеи шаг за шагом выбивали себе права. как они их выбивали? в частности, они прибегали к такому приёму, как сецессия. сецессия значит «уход». в момент опасности, когда риму угрожали враги, плебеи этим пользовались и говорили: ах вы нам не даёте права, патриции, ну тогда давайте защищайте рим без нас. и уходили из рима на священную гору. это знаменитая сецессия плебеев, то есть уход их на священную гору под римом. и патрициям, хочешь не хочешь, приходилось идти на поклон, они ехали к плебеям, говорили им: плебеи, вернитесь, мы вернём вам ваши права. представитель патрициев даже однажды рассказал плебеям басню о том, как в организме человека желудок и другие части тела поспорили, и рот сказал: вот я ем, а всё достаётся желудку, не буду есть, потому что все права, все привилегии достаются желудку. и рот отказался подчиняться желудку. в результате плохо пришлось и тому, и другому: рот объявил забастовку, но умер-то не только желудок, но и сам рот тоже. эта басня, она показывала, что плебеи – тоже часть римского государства, и если они будут его губить, то они подрубают сук, на котором сидят. в результате ожесточённой борьбы (иногда вооружённой), в результате сецессий (уходов) плебеи добились себе огромных прав. фактически нельзя сказать, что они стали равноправными, всё равно основная власть в риме принадлежала патрициям и должностные лица были в основном патриции, но плебеи добились издания первых в рима законов двенадцати таблиц. когда право записывается, это всегда выгодно для, как ни странно, низших слоёв общества, потому что до этого права толкуют знатные, аристократы, толкуют так, как им выгодно. а запись права – это некая кодификация, записывание его, это ограничение произвола власть имущих. поэтому законы двенадцати таблиц были одной из первых побед («двенадцати таблиц», потому что они писались на таблицах). так вот законы двенадцати таблиц были одной из первых побед плебеев в этой борьбе. важнейшим завоеванием плебеев было то, что они получили такое должностное лицо как народный трибун. народный трибун избирался плебеями, был плебеем, и он был, во-первых, неприкосновенен, с ним ничего не могли сделать, независим. и кроме того он имел право вето. вето значит «запрещаю». он мог ветировать, то есть запрещать любые законодательные инициативы патрициев. итак, народный трибун как представитель плебеев, как неприкосновенная фигура – важное должностное лицо в риме, имеющее право вето. впоследствии плебеи получили доступ и к основным должностям, в частности, консулов, и к греческим должностям, и к другим магистратурам, то есть должностям в риме. но наряду с патрициями, которых ещё называли нобили («благородные»), наряду с плебеями и бедняками, были ещё всадники. само это название этого сословия говорит о том, что это были люди среднего достатка, которые когда-то могли выставить лошадь, доспехи. они в основном занимались финансами в риме. то есть это было такое среднее сословие между нобилями, патрицианской верхушкой и между плебейскими низами. самыми низами общества были вольноотпущенники (бывшие рабы, которых хозяева отправили на свободу, отпустили на свободу), и у них даже не было собственных имён, а они назывались по имени своего патрона, того, кто был их хозяином, потом благодетелем, а потом отпустил их на волю. вот кратко итоги борьбы патрициев и плебеев к этому примерно сводятся, и сословная структура римского общества в ранний период римской республики состояла из этих основных категорий населения: вольноотпущенники, ещё ниже, конечно, рабы, потом плебеи, потом всадники и, наконец, нобили или патриции. к началу лекций о раннего рима
Яблоко-елена вроде,елена по-моему! «илиада»яблоко досталось богине афродите.престарелый царь трои-приам.гектор-сын приама.ахиллес-главный герой илиады,его друг-патрокл.бог кузнец-гефест.»одиссея»царь отважных мореходов- алкинойего дочь-царевна навсикаяслепой предсказатель- демодокциклоп полифем-сын бога морей посейдонасын одиссея- телемакжена одиссея-пенелоппаполуптицыполуженщины-сиреныморское чудовище-змея с 6 головами cцилла.морское чудовище с громадной пастью хабридаодиссея1-я песнь. начало повествования в «одиссее» отнесено к 10-му году после падения трои. одиссей томится на острове огигии, насильно удерживаемый нимфой калипсо; в это время на итаке за его жену пенелопу сватаются многочисленные женихи, пирующие в его доме и расточающие его богатства. по решению совета богов, покровительствующая одиссею афина направляется в итаку и побуждает юного одиссеева сына телемаха отправиться в пилос и спарту расспросить о судьбе отца. 2-я песнь. с афины телемах (тщетно пытавшийся удалить из своего дома женихов) тайно уезжает из итаки в пилос. 3-я песнь. престарелый царь пилоса нестор сообщает телемаху сведения о некоторых ахейских вождях, но за дальнейшими справками направляет его в спарту к менелаю. 4-я песнь. радушно принятый менелаем и еленой, телемах узнает, что одиссей находится в плену у калипсо. меж тем женихи, испуганные отъездом телемаха, устраивают засаду, чтобы погубить его на возвратном пути. 5-я песнь. с v книги начинается новая линия ведения рассказа: боги посылают гермеса к калипсо с приказом отпустить одиссея, который на плоту пускается по морю. спасшись чудом от бури, поднятой враждебным ему посейдоном, одиссей выплывает на берег острова схарии, где живёт счастливый народ — феаки, мореплаватели со сказочно быстроходными кораблями. 6-я песнь. встреча одиссея на берегу с навсикаей, дочерью царя феаков алкиноя. 7-я песнь. алкиной принимает странника в своем роскошном дворце. 8-я песнь. алкиной и устраивает в честь странника пир и игры. на играх слепой певец демодок поет о подвигах одиссея. 9-я песнь. одиссей наконец открывает свое имя и рассказывает о своих приключениях. рассказы («апологи» ) одиссея: одиссей посетил страну лотофагов, питающихся лотосом, где всякий, вкусивший лотоса, забывает о родине; великан-людоед, киклоп полифем, сожрал в своей пещере нескольких товарищей одиссея, но одиссей опоил и ослепил киклопа и спасся с прочими товарищами из пещеры под шерстью баранов; за это полифем призвал на одиссея гнев своего отца посейдона. 10-я песнь. бог ветров эол благосклонно вручил одиссею мех с завязанными в нём ветрами, но уже недалеко от родины спутники одиссея развязали мех, и буря снова отбросила их в море. людоеды-лестригоны уничтожили все корабли одиссея, кроме одного, который пристал к острову волшебницы кирки (цирцеи) , обратившей спутников одиссея в свиней; преодолев чары с гермеса, одиссей в течение года был мужем кирки. 11-я песнь. одиссей спускается в преисподнюю вопросить прорицателя тиресия и беседует с тенями матери и умерших друзей. 12-я песнь. затем одиссей проплывает мимо сирен, которые завлекают мореплавателей волшебным пением и губят их; проезжал между утесами, на которых обитают чудовища сцилла и харибда. на острове солнечного бога гелиоса спутники одиссея убили быков бога, и зевс послал бурю, погубившую корабль одиссея со всеми спутниками; одиссей выплыл на остров калипсо. 13-я песнь. феаки, одарив одиссея, отвозят его на родину, и разгневанный посейдон обращает за это их корабль в утес. превращенный афиной в нищего старика, одиссей отправляется к верному свинопасу эвмею. 14-я песнь. пребывание у эвмея — жанровая идиллическая картинка. 15-я песнь. возвращающийся из спарты телемах благополучно избегает засады женихов. 16-я песнь. телемах встречается у эвмея с одиссеем, который открывается сыну. 17-я песнь. одиссей возвращается в свой дом в виде нищего, подвергаясь оскорблениям со стороны женихов и слуг. 18-я песнь. старик-одиссей дерется с местным нищим иром и подвергается дальнейшим издевательствам. 19-я песнь. одиссей делает приготовления к мщению. только старая няня эвриклея узнает одиссея по рубцу на ноге. 20-я песнь. злые знамения удерживают женихов, намеревающихся погубить пришельца. 21-я песнь. пенелопа обещает свою руку тому, кто, согнув лук одиссея, пропустит стрелу через 12 колец. нищий пришелец единственный выполняет пенелопы