Ответы
Емесло играло видную роль в позднеримского египта, а ремесленники представляли собой многочисленный слой производительного населения страны. важным источником для изучения ремесла и положения ремесленников служит документальный материал – папирусы. в небольшом докладе не представляется возможным, даже в сжатом виде, изложить все, что папирусы по интересующим нас вопросам, мы предполагаем остановиться только на некоторых данных, освещающих положение и жизнь египетских ремесленников в позднеримское время1. при оценке папирологического материала следует иметь в виду особенности состояния папирологических фондов, в первую очередь их неравномерное хронологическое и главным образом территориальное распределение. в частности, для нашей темы особенно досадно отсутствие папирусов из александрии, одного из крупнейших центров ремесленного производства всей империи.папирологический материал не дает возможности точно определить удельный вес рабского труда в ремесле позднеримского египта в целом, но установить приблизительное соотношение между рабским и свободным трудом в x_ra (т.е. в египте без александрии) и выявить общую тенденцию развития представляется вполне осуществимым делом. рабы-ремесленники упоминаются с не подлежащей сомнению определенностью только в документах iv в., причем в небольшом количестве. несколько рабов-ремесленников встречается, возможно, в документах vi в.2 этим немногочисленным данным противостоят сотни документов, в которых говорится о ремесленниках свободного статуса. но дело не только в небольшом удельном весе рабского труда. сопоставление данных, относящихся к позднеримскому египту, с материалами предшествующего периода свидетельствует о несомненном сокращении численности рабов-ремесленников3 и позволяет сделать вывод, что на всей территории египта, как в городе, так и в деревне (исключая, возможно, александрию), в позднеримское время господствует мелкое производство, основанное на труде юридически свободного производителя, все меньше и меньше прибегающего к эксплуатации рабов. поскольку речь идет о периоде глубокого разложения рабовладельческого строя, то отмеченное на основе документальных источников явление совершенно закономерно. юридически свободные ремесленники не составляли однородную по своему составу и положению массу. о работниках государственных мастерских, к сожалению, нет папирологических данных (такие мастерские были сконцентрированы в основном в александрии, от которой папирусы не сохранились). можно полагать, что к этим работникам применимы данные императорского законодательства, хорошо изученные ж.п. вальцингом, э. корнеманном, а. перссоном, ф.м. де робертисом. будучи юридически свободными, ремесленники государственных мастерских на деле были лишены свободы выбора профессии (принудительное наследственное прикрепление к ремеслу), свободы передвижения и т.д., и своим бесправным положением в известной мере напоминали рабов4.
Прежде всего, это культура цивилизации, отличающаяся от культур варварских. все попытки заложить основы прочной цивилизации, добиться самостоятельности оказывались до сих пор безуспешными: русь занимала пограничное, промежуточное положение между земледельческими цивилизациями европы и кочевыми, скотоводческими, варварскими по сути культурами азии. сарматы, гунны, авары, позднее печенеги и половцы оставались варварскими . поэтому русь выступала в определённой степени щитом, ограждавшим европу от натиска с востока, принимая на себя первый удар. культура руси - это культура "пограничья", форпоста.в этот период родоплеменные отношения находятся в упадке, падает власть племенных вождей, растет социальная дифференциация. складываются новые формы собственности на землю, что требовало оформления в правовой, юридической регламентации и идеологического оправдания. на руси, как и в европе, возникает феодализм, но этот феодализм отличался своеобразием. на руси не было рабовладения, или, вернее, рабство не имело производственного характера, оно оставалось патриархальным, . поэтому переход к феодализму отличался от аналогичных процессов, происходивших в римской империи. но феодализм на руси отличался и от аналогичного уклада, складывавшегося в европе. на руси не сформировалось, в отличие от западной европы, системы вассальных отношений.
Другие вопросы по Истории
Рабочая тетрадь №49 в древней поэме созданной в двуречье сказано погрузил на корабль весь свой скот и вся родню. №51 отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. это...
Кто такой ян гус? и за что он критиковал католическую церковь? что он предлагал в ней изменить?...
Найважливіші події що відбулися на українських землях 60-800-х рр. 17 ст(важнейшие события произошедшие на украинских землях на протяжении 60-800-х гг 17 века)...
Почему война советского народа с фашистской германией называетться "отечественной"?...
Соедините имена современников. а.д.меньшиков григорий отрепьев борис годунов пётр1 патриарх никон емельян пугачёв екатерина2 алексей михайлович...
Кого называли отцом ? какие события он описывал? почему греки гордились этими событиями?...
Скульптор создавший статую метателя диска...
Подскажите сайт для сообщения про князя изяслава или просто напишите какую нибудь информацию о нём...
Какое значение для дальнейшей рима имело появление новой армии?...
Чем протестантская вера отличается от католической...
74-71 год до н.э. это точно год востания...
Ответьте на вопросы! в наши дни три древних города почитаются всеми христианами. что это за города? о каком из них его жители могли бы произнести такие слова ? каждый год на про...